arrow_back Вернуться назад
dssd
Интересное

Капоэйра — наследие республики беглых рабов

Слово «капоэйра» вызывает стереотипный набор ассоциаций: солнечные пляжи Бразилии, веселые песни и музыка, загорелые люди и ловкие акробатические движения. В наше время это оправдано: сейчас для большинства изучающих капоэйра — не более, чем зажигательный танец с элементами драки. Но когда-то это боевое искусство было гораздо жестче и агрессивнее, а в руках у «танцующего» могло быть припрятано лезвие. Если знать ее истоки, становится понятно, что в условиях своего возникновения капоэйра была крайне полезна. В свое время, в джунглях Амазонии, где обитали беглые рабы, никому и в голову не пришло бы считать ее «всего лишь танцем».
21 апреля 1500, Педро Алвэйрс Кабрал и его команда прибыли в Бразилию, объявив ее собственностью Португалии, и там образовались обширные колонии, население которых было поделено на белокожих плантаторов и индейцев-рабов. А так как местное население начало бешеными темпами вымирать, европейцы стали завозить себе рабочую силу из Африки.
Условия жизни новоприбывших рабов создали благоприятную среду для внутреннего сопротивления, которое вылилось в многочисленные побеги и редкие восстания. При тотальном превосходстве рабовладельцев в оружии и выучке, бунты быстро подавлялись. А вот с побегами дело пошло совсем иначе, ведь рядом раскинулись бесконечные джунгли, где рабы находили свободу и даже создавали свои поселения — киломбас. О количестве бежавших можно судить даже по тому, что самое крупное такое поселение, Киломбо дос Пальмарес в районе Пернамбуко, существовало на протяжении всего XVII века. Причем в эпоху расцвета «Пальмовой республики» (1645 г.) оно насчитывало до одиннадцати тысяч жителей и продержалось под постоянными атаками и блокадой португальцев более семидесяти лет.
Именно в этом горниле постоянных стычек с хорошо вооруженными и обученными белыми и создалась основа для нового боевого искусства свободных — капоэйры. После разгрома основных поселений, эта система перекочевала в поселения рабов на плантациях, где добавились несколько важных ее составляющих и появилась главная особенность — маскировка под танец. Ведь никто из плантаторов не разрешил бы своим рабам тренировать боевые искусства, а на песни и пляски смотрели сквозь пальцы — пока поют, не восстанут. Тут же использовались музыка и песни: в круге зрителей, который назвался «рода», они не только задавали ритм бойцам, но и пением предупреждали о том, что у одного из противников мог быть нож или приближается надсмотрщик. При его приближении все начинали танцевать, скрывая изначально происходившее в круге.

Символ капоэйры — это беримбау, музыкальный инструмент, напоминающий лук, состоящий из метровой палки и струны, а также полого ореха. Именно беримбау — основа музыкального сопровождения капоэйры. К тому же, в случае опасности, этот инструмент легко превращался в оружие — крепкую палку, к которой иногда привязывали лезвие.

Вообще, три важных признака капоэйры напрямую происходят из особенностей ситуации, в которой оказались люди ее практикующие. Первое — это танец, о нем сказано выше.

Второе — упор на уклоны, постоянное движение и разрыв дистанции с неожиданными и зачастую подлыми атаками исподтишка. Часто они производились со спины или по другой непривычной или неожиданной для человека траектории. Эта особенность возникла из-за того, что чернокожему противостоял вооруженный холодным, а зачастую и огнестрельным оружием противник.

Если от многозарядного револьвера уклониться практически нереально, то от одиночного выстрела из ружья при небольшой доле везения — можно, а дальше нужно было уйти от удара прикладом или штыком и после этого атаковать. Тот же вариант — если у противника сабля или хлыст. Так как в те времена револьверы были редкой новинкой в домах плантаторов и были необычайно дороги (да и не всегда надежны), такая схема движений была вполне оправдана.

Ну и третья особенность — опора на удары и подсечки ногами, когда руки используются в основном для баланса, а также опоры на землю, толчков и бросков. Удары голыми руками в капоэйре минимальны. Это тоже объясняется довольно просто. Во-первых, в руке по возможности была палка, камень или нож, поэтому смысла большое внимание уделять ударам голыми руками не было. А, во-вторых, часто у раба были скованны или связаны руки, и умение эффективно биться, не используя, или минимально используя их, было жизненно необходимо.
Культурной же основой для возникновения капоэйры стали традиционные африканские боевые танцы, которые в разных племенах использовались для разных целей. В основном это были танцы-инициации, когда юноша показывал свое боевое умение, перед тем как ему давали мужской статус, или просто праздничные пляски, где мужчины демонстрировали свою выносливость и ловкость перед женщинами племени.

После отмены рабства в 1888 году, темнокожее население получило гражданские права. Но равноправие, как обычно, оказалось только на бумаге, ведь все ресурсы и собственность были в руках бывших рабовладельцев, а бывшие рабы были вынуждены ютиться в трущобах и наниматься на самую низкооплачиваемую работу. И естественно, что в таких условиях расцвела уличная преступность, элиту которой составили бойцы капоэйры, часто выполнявшие обязанности киллеров или охраны криминальных авторитетов.
Дошло до того, что власти запретили занятия этим боевым искусством и сажали в тюрьму тех, кто продолжал ее практиковать. В эти времена появляется еще одна особенность капоэйры — боевые имена. Каждый боец, прошедший обряд инициации под названием «батизада», получал прозвище, апелидо, по которому его и знали другие. Поэтому, если полиция ловила одного из них, тот не мог даже под пытками выдать своих товарищей — он просто не знал их реальных имен.
И, наконец, третий этап становления капоэйры — ее легализация. Она связана с именами двух людей: местре Бимба и местре Паштиньо («местре» — так бразильцы называют особо выдающихся мастеров). Они же — отцы-основатели двух основных направлений в современной капоэйре, то есть «Режионал» и «Ангола».
Мануэль дус Рейс Машаду, или Местре Бимба, родился в Сальвадоре и долгие годы практиковал капоэйру, работая грузчиком в порту, где были постоянные схватки между бандами за более выгодные заказы. В одной из таких банд он отвечал за пронос ножей мимо охраны порта. В те времена любой боец капоэйры носил с собой нож или бритву, так что на постах охрана обыскивала всех, отбирая любой острый предмет.
Местре наловчился таскать ножи, пряча их в буханках хлеба. Уже тогда мастер заработал прозвище «Три удара», так как укладывал любого своего противника не больше чем за три приема. Уровень его мастерства виден из газетной статьи того времени, в которой говорится, что он обезоружил и избил семерых полицейских, которые пытались его арестовать.

Мастер всегда считал, что капоэйра стала слишком похожа на танец и потеряла свой боевой потенциал, поэтому он включил в нее некоторые эффективные элементы из других искусств, и тренировал учеников в использовании различного оружия: палок, тесаков, ножей и бритв. После многих лет тайных тренировок и преподавания он, наконец, смог договориться с властями и в 1932 году открыл свою школу капоэйры, где преподавал ее и элите, и беднякам. Так и появилась капоэйра Режионал, отличающаяся жесткостью и направленностью на практическое применение.
Висенте Феррейра Пастинья или Местре Паштинья пошел иным путем. Он считал, что капоэйра совершенна сама по себе, и главное — это сохранить уникальные традиции и культуру. Даже в названии своей школы он использовал слово «Ангола», так как считалось, что одной из основ капоэйры был африканский боевой танец нголо, а родиной многих бразильских рабов является именно Ангола.

 

Местре Паштинья был убежден в том, что боец должен быть ловким, гибким и хитрым, поэтому различным уловкам в его школе уделяется очень много внимания. Существует даже такой обычай — «шамада» или «вызов» — когда во время танца-поединка, один из бойцов либо пением, либо определенным жестом вызывает соперника, и тот должен подойти и взять его за руки, минуту двигаясь рядом с ним. И за эту минуту вызывающий должен нанести неожиданный и подлый удар или подсечку, а вызываемый — успеть среагировать на нее. Это учит бойцов хитрости и умению в любой ситуации ожидать удара.
В 1941 году мастер открыл свою Академию Капоэйры Ангола, окончательно выведя ее на легальный уровень.

На современном этапе кроме этих двух основных направлений есть третье — Капоэйра Контемпоранеа, в котором стараются совмещать и практичность режионала и традиционность, а также приверженность уловкам и акробатике Анголы.
Так что же на современном этапе представляет собой капоэйра? На самом деле впечатление довольно двойственное. С одной стороны, мастера говорят о всеохватности стиля, его универсальности, и это в какой-то мере соответствует истине. Судя по роликам и информации с обучающих сайтов, в капоэйре изучают и удары руками, и броски, и даже удары головой, «кабесада».

С другой стороны, видеоматериалы со спаррингов и соревнований демонстрируют отсутствие полного контакта, или малый контакт в действиях бойцов. Даже чемпионаты мира похожи на игру или танец, где нет ни одного полноконтактного удара или броска. А это говорит о том, что ученики не получают самый важный опыт — применение своего умения в действительно стрессовой ситуации, по противнику который не только сопротивляется, но и готов на жесткие действия.
Следовательно, очень сомнительна возможность применения данных умений на улице, в реальном столкновении, да еще и в наших широтах, где полно верхней одежды и часто бывает скользко. Конечно, вполне возможно, что на тренировках бойцы спаррингуются и в полный контакт, но почему-то они это очень ловко скрывают, не выкладывая видео в сеть. Впрочем, следует заметить, что существует как минимум один боец, применявший капоэйру в боях без правил. Речь о Маркусе Аурелио по кличке «Lelo». Проведя 11 боев, он получил 7 побед и 4 поражения и продемонстрировал, что при определенных условиях капоэйра может дать жару.
С другой стороны, он так и не стал официальным чемпионом чего бы то ни было. Да и нет других мастеров, дошедших до вершин ММА, вооружившись капоэйрой. Видимо, против серьезных бойцов ее приемы не так эффективны. Хотя, справедливости ради, элементы капоэйры, такие как удары ногами из неожиданных положений и умение отлично уворачиваться, применяют и некоторые бойцы с мировыми именами. К примеру, Андерсон «Паук» Сильва, про которого известно, что он несколько лет занимался капоэйрой в Бразилии, и, соединив ее с тайским боксом и бразильским джиу-джицу, создал убойный коктейль.
 

Текущий рейтинг: 0

Комментарии:

Не оставлено ни одного комментария, будьте первым